За последние годы наблюдается настоящий бум в развитии инфраструктуры в Китае. И как следствие, огромный интерес к компаниям, способным обеспечить строительство как инженерных сетей, так и транспортных объектов. Изначально, когда речь заходит о поставщиках решений, в голове сразу всплывают крупные государственные холдинги и транснациональные корпорации. Но реальность часто оказывается гораздо сложнее и интереснее. Я не буду вдаваться в общие фразы о конкуренции и глобализации, лучше сразу поговорим о том, что на самом деле происходит на местах – кто реально делает работу, какие проблемы возникают и как их решают. И давайте сразу оговоримся, идеальных решений не существует. Бывают удачные проекты, бывают — попытки, которые, мягко говоря, не принесли желаемого результата.
Первое, что бросается в глаза — это невероятное количество игроков. На рынке строительства инженерной и транспортной инфраструктуры в Китае представлено огромное разнообразие компаний, от небольших региональных подрядчиков до гигантов, работающих по всей стране. И вот тут возникает первый вопрос: как отличить надежного партнера от того, кто просто обещает золотые горы? Простая проверка на наличие сертификатов и лицензий — это, конечно, хорошо, но недостаточно. Нужно разбираться в конкретных проектах, в их истории, в их опыте.
Особенно интересны компании, специализирующиеся на конкретных видах работ. Например, производство и монтаж систем водоснабжения и канализации, строительство дорог и мостов, или проектирование и возведение энергетических объектов. Часто, компании, успешно работающие в одной нише, не имеют опыта в другой. Это, безусловно, может стать проблемой. Встречался случай, когда компания, успешно реализовавшая несколько проектов по строительству жилых комплексов, попробовала взяться за строительство крупного промышленного объекта. Результат был плачевным: срывы сроков, превышение бюджета, множество переделок. Урок, конечно, был усвоен, но время и деньги уже были потрачены.
Одной из самых больших проблем, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы и компании, работающие в Китае, – это логистика. Огромные расстояния, сложная транспортная инфраструктура, бюрократические проволочки – все это значительно усложняет процесс строительства. В особенности это касается доставки тяжелого оборудования и материалов. Например, при строительстве метро в Шанхае, одна из основных проблем заключалась в организации доставки огромных секций тоннелей. Было принято решение использовать специальные поезда-тягачи, но и это потребовало тщательной подготовки и координации.
Не менее важной проблемой является контроль качества. В Китае, к сожалению, существуют разные стандарты качества, и не всегда компании придерживаются самых высоких. Поэтому, при выборе подрядчика, необходимо тщательно проверять его репутацию, изучать отзывы о его работе, проводить собственные проверки качества выполненных работ. Мы как-то столкнулись с ситуацией, когда компания, получившая контракт на строительство моста, использовала материалы, не соответствующие проектным спецификациям. Обнаружено это было только на этапе испытаний. Пришлось останавливать работы и закупать новые материалы, что значительно увеличило стоимость проекта и сорвало сроки сдачи.
Нельзя не упомянуть о компаниях, которые успешно реализуют сложные инфраструктурные проекты в Китае. Например, компании, работающие в сфере строительства транспортной инфраструктуры в Китае, часто используют самые современные технологии и материалы. В качестве примера можно привести использование композитных материалов при строительстве мостов и тоннелей, что позволяет снизить вес конструкции и повысить ее прочность. Или применение систем интеллектуального управления трафиком для оптимизации работы транспортной сети.
Но есть и те, кого стоит избегать. Например, компаний, которые предлагают слишком низкие цены. Обычно это говорит о том, что они готовы идти на компромиссы с качеством и безопасностью. Или компаний, которые не имеют четкого плана реализации проекта и не могут предоставить надежные гарантии сроков сдачи. Стоит также избегать компаний, которые не уважают местные традиции и не стремятся к сотрудничеству с местными жителями.
Оформление разрешительной документации – отдельная песня. Затягивание сроков, необходимость согласований с множеством ведомств, постоянные изменения в нормативных актах – все это может стать серьезным препятствием для реализации проекта. В некоторых случаях, оформление разрешений может занять несколько месяцев, а то и лет.
Стоит учитывать, что государственная политика в области строительства инженерной и транспортной инфраструктуры в Китае может меняться довольно быстро. Новые правила, новые требования, новые приоритеты – все это может повлиять на ход реализации проекта. Поэтому, необходимо постоянно следить за изменениями в законодательстве и адаптироваться к новым условиям.
Несмотря на все сложности, перспективы развития строительства инженерной и транспортной инфраструктуры в Китае выглядят весьма оптимистично. Страна продолжает активно инвестировать в развитие инфраструктуры, что создает огромный спрос на услуги строительных компаний. Особенно перспективным направлением является строительство экологически чистой инфраструктуры, включая строительство возобновляемых источников энергии и систем водоснабжения и канализации, отвечающих самым высоким экологическим стандартам. Мы наблюдаем увеличение доли проектов, использующих 'зеленые' технологии, и это, безусловно, позитивный тренд.
И, конечно, автоматизация и цифровизация. Использование BIM-технологий, дронов для мониторинга хода работ, систем предиктивной аналитики для выявления потенциальных проблем – все это позволяет повысить эффективность и качество строительства.